VI Слёт лучших академических групп ВУЗов
Свердловской области
21 ноября 2008
Круглый стол
«Роль добровольчества в гражданском обществе»
Руководитель:
Скворцов Евгений, психолог, координатор проектов Урало-Сибирской
волонтерской инициативной группы «Федерация Молодёжи за Мир во всём
Мире»
Вопросы для обсуждения:
1. Является ли добровольчество обязательной формой проявления гражданской позиции? Обоснуйте ответ.
2.
Предпосылки появления и факторы развития добровольчества в гражданском
обществе (на примерах стран с высоким уровнем участия граждан в
добровольчестве).
3. Какую роль может играть добровольческая деятельность в процессе обучения в ВУЗе (для студенческого сообщества, для ВУЗа, для студента)?
4. Что побуждает студентов участвовать в добровольческих проектах?
1. Является ли добровольчество обязательной формой проявления гражданской позиции?
Рассуждения:
• – Просто мнение ещё не является гражданской позицией, её надо выражать в действиях. (Катя, УГТУ-УПИ)
• – Каждый человек обязан что-то делать
для государства, например – служба в армии: если человек отслужил в
армии, то он может считать себя гражданином этой страны. (Михаил, УГЛТУ)
•
– Если человек хочет что-то совершить, но нет возможности, тогда ему
что, просто успокоиться? Если хочет, тогда найдет возможности:
различные организации, друзья и т.д. – Человек при желании ищет
возможности, а при его отсутствии ищет причины.
• – При
подготовке к слёту нам предложили провести добровольческую акцию, но
потом нас осудили, сказав в этом нельзя соревноваться (УГТУ-УПИ). – А
если бы вам не предложили? – Мы все очень заняты (учеба и др.) и нам
просто мысли не успевает прийти в голову сделать что-то добровольческое (Мария, УГТУ-УПИ).
• – Важно, чтобы государство не превращало добровольчество в способ решения своих проблем, в бесплатную рабочую силу или средство для достижения каких-то своих целей. – А почему бы и нет, для
чего тогда нужно добровольчество? Мы решаем все вместе проблему нашей
страны, разве нет? – Это уже было в Советском Союзе в принудительном
порядке, но это нельзя назвать добровольчеством.
– В патриотическом марафоне 2006 году, при участии министерства
природных ресурсов, из Екатеринбурга добровольно приняло участие всего
лишь 3 человека, помимо организованных групп, а если бы это было
добровольно-принудительно, тогда участников было бы гораздо больше! – К
принудительному потом возникает отторжение.
• – Добровольчество подразумевает, что мы несем благо,
чтобы кому-то дать «тепло», так как этого не может сделать государство;
если в основу положить безвозмездность, то мы это делаем, чтобы людям
было легче; если бы это делало государство, тогда зачем нам это делать!?
•
– Представим, что нет проблем в государстве, тогда нужны будут
добровольцы? – Тогда добровольчество превратилось бы в единичные акции
не для кого-то, а для кружка единомышленников;
•
– Добровольчество должно прививаться с детства, многие просто не
понимают, для чего, зачем и почему нужно добровольчество. – Если
разбираться ещё глубже, то это должно начинаться с менталитета. –
Некоторые организаторы добровольческих проектов говорят, что
добровольчество у нас неприемлемо в принципе. В других странах
добровольчество приветствуется. А у нас воспринимается: «А зачем тебе
это надо? Неужели тебе больше всех нужно?»
Против:
• – Добровольчество – это моё только лишь право, поэтому обязательным не является.
За:
•
– Обязательно, т.к. каждый человек должен хотеть быть полезным своему
обществу и что-то для него делать, т.е. не просто думать, что я
полезен, а выражать это; и волонтерство – это один из самых оптимальных
путей проявления активной гражданской позиции (Настя, УрГУ).
Вывод:
Рассматривать добровольчество можно как личную позицию человека. Нельзя найти юридическую норму, которая говорила бы, что ты обязан заниматься добровольчеством. Поэтому этот вопрос
остается на совести каждого человека – решить, добровольчество является
частью моей гражданской позиции или нет. Конечно, влияет семья и то,
что вы слышите от других и т.д., но, в любом случае, ответ остается за вами. Все согласны? Да!
Статистика (опрос):
Всего – 24 человека.
«Для кого добровольчество является обязательным как выражение гражданской позиции?» – 18 человек.
«А кто участвовал в прошлом или текущем месяце в добровольческом проекте?» – 10 человек.
2.
Предпосылки появления и факторы развития добровольчества в гражданском
обществе (на примерах стран с высоким уровнем участия граждан в
добровольчестве).
• – Добровольчество развито там, где развито гражданское общество, например, США и Германия. В США к добровольчеству приучают с детства: каждый
ребенок должен обязательно посещать какой-нибудь кружок, в колледже
есть норма для каждого студента – 100 часов на благотворительность.
Может, это неправильно, но студенты признаются в том, что если они не
хотели участвовать, то после благотворительных акций они меняли свое
отношение и 15% потом продолжили этим заниматься. Волонтерство в США
всегда поддерживалось государством. В Германии более 70 тысяч
некоммерческих организаций, более 2 млн. человек участвуют в
благотворительных акциях и 60% не участвующих готовы этим заняться.
Важно, когда это прививается с детства и считается нормой.
• – Я сомневаюсь в отношении коммунизма, что люди оттолкнулись
от того, что было принудительно. До сих пор остались субботники и
многие, кто жил в Советском Союзе, занялись бы этим добровольно. – Это
ностальгия!!!
• – В США добровольчество
законодательно урегулировано. У нас этого нет. И в США волонтерская
работа засчитывается в основной стаж. Волонтерство в принципе
безвозмездно, но выгоды есть. Волонтерское движение освещается в СМИ.
Волонтеры могут получать скидки на посещение музеев, в которых они
работают.
• – В США власть принадлежит народу. – Власть обязывает, человек становится ответственным.
• – Пример: в походе вас нужно заставлять что-то делать? –
Нет! – Почему? Если найдем ответ, тогда поймем, почему в некоторых
странах добровольчество развито. – Дух: «Если не я, то кто?» –
Командная работа! – Необходимо осознание того, что никто, кроме нас,
не сделает.
• Добровольческое движение возникает там, где
социальные, экологические проблемы и др. достигли такого уровня, когда
общество уже не может ждать. – Общество должно осознавать то, что оно
может решить ту или иную проблему, осознавать свои силы и возможности.
– Видеть то, что проблема какая-то решена (видеть результат). «Если
кто-то смог, значит, и мы сможем!!!»
•
Поддержка государства: рекламные кампании. – Должна быть агитация. –
Например, донорство, сейчас много об этом говорят. – Правильная агитация,
как я понимаю (информирование): есть проблема, она касается каждого;
что было проведено в этом на-правлении; каких результатов достигли и
что еще можем сделать.
• Не надо гнаться за Америкой, у нас другой путь развития, у них изначально все равны, нет такого социального неравенства людей.
Необходимо проводить агитацию со стороны правительства,
популяризировать добровольчество. – США и Россия полярно разные. У нас
многие люди не идут в добровольчество, потому что считают, что сделать
ничего не смогут,
в духе «что могу сделать я один?» Опять же, прослеживается тенденция:
пусть правительство что-то сделает. В Америку приехали люди, которые
сами хотели построить государство. Царизм, коммунизм и т.д.: люди
считают, что ничего сделать не смогут. – Может, всё-таки начинать в
добровольно-принудительном порядке, чтобы люди попробовали, что такое
добровольчество? А потом люди сами захотят пойти!
Выводы:
1. Востребованность добровольчества: наличие неких проблем, где ты можешь приложить свои усилия и видеть, что это нужно.
2. Осознание личной ответственности и способности что-то изменить.
3. Государство не запрещает вашу инициативу.
4. Информировать население о возможностях.
3.
Какую роль может играть добровольческая деятельность в процессе
обучения в ВУЗе (для студенческого сообщества, для ВУЗа, для студента)?
Студенту:
• Практика для социальных работников.
• Получение практических навыков будущей специальности
•
Добровольческое движение сближает людей, помогает научиться общаться,
взаимодействовать с людьми, что в будущем пригодится на работе.
• Привитие культуры поведения в обществе, на природе.
• Повышение самооценки, изменение менталитета и привитие уверенности в своих возможностях.
• Занятость студентов, снижение преступности.
• Расширение кругозора.
• Развитие лидерских качеств.
–
Чтобы изменить ситуацию в нашей стране с добровольчеством, нужно
начинать не со школы, а со студенчества. – В школе за детей отвечают
родители, родственники, учителя. Когда вы приходите в институт, вы
учитесь ответственности за самих себя, за свои действия, и вы начинаете
осознавать себя немного по-другому. Именно поэтому развивать
добровольчество нужно после 17 лет.
4. Что побуждает студентов участвовать в добровольческих проектах?
Назовите самую главную причину в отношении себя самого:
• Если не я, то кто?
• Когда я вижу радость других.
• Осознаю, что могу дать детям что-то полезное.
• Желание самореализоваться, показать, что что-то могу и что я нужен.
• Мне помогли, и я хочу помочь другим.
• Я могу сделать лучше, профессиональнее!
• Возможность общаться, путешествовать.
• Найти единомышленников.
• Обретение опыта, навыков, постоянное обучение.
• Получение какой-либо выгоды.
5. Стоит ли в дальнейшем проводить подобные круглые столы?
– Да!!!
– Нужно больше людей, которые информированы в этой области!
– Мы должны обладать властью, чтобы что-то менять. Мы все запишем и отнесем в профбюро.
–
Да, необходимо осознавать, что ты делаешь. Неосознанная деятельность не
принесет результатов, которые ты хочешь. Вначале надо осознать, а потом
делать.
– Если бы они не проводились, наши ВУЗы так бы не общались между собой.
По итогам круглого стола:
«Данная
тема вызывает неподдельный интерес среди студентов. По их мнению, ввиду
их занятости им просто не приходит мысль о добровольчестве, но они с
радостью готовы откликнуться на подобную инициативу. Прежде, чем
проводить добровольческие проекты, студентам необходимо осознать
феномен добровольчества. Для этого они предлагают более широко и
подробно исследовать и обсудить данную тему, организовав в своих ВУЗах
конференции и круглые столы и пригласив специалистов, представителей
НКО, имеющих опыт в добровольческой сфере. Период студенчества – это
время, когда возможно проявление подлинного (осознанного)
добровольчества, так как, оторвавшись от родительского контроля,
молодой человек по-новому осознает себя, принимает ответственность за
свои решения и действует по собственной (доброй) воле. Поэтому развитие
добровольчества в нашей стране должно быть сфокусировано на
студенческом сообществе».
Евгений Скворцов
25 ноября 2008
Источник: http://yfwp.multiply.com/journal/item/47
Понравился материал? Поделись ссылками в социальных сетях!!!
Полезно знать:
Почему Вам сегодня нужен Twitter?
|