Мне не показалось,
что на круглом столе 3.12.08 такие ценности, как «жизнь на благо других» и
«великая мечта» вызвали прения. Хотелось бы только понять, чем жизнь на благо
других отличается от альтруизма. По-моему, это тоже самое, только короче. Может
быть сказать активный альтруизм?
Что касается
«великой мечты», т.е., если не бояться этого слова, идеализма, то она крайне
необходима волонтеру, но вряд ли в качестве ее может быть принято миротворчество. Под миротворчеством, по
крайней мере в России принято понимать усилия
по недопущению вооруженных конфликтов между людьми, и добровольчество не
имеет к этому никакого отношения. То понимание, которое вкладывает в него Е.
Скворцов, (воспитание толерантности в обществе и гармоничности, целостности
внутри человека), не общепринято, а свойственно лишь некоторым религиозным
учениям. Общепринятое значение понятия миротворчества – политическое, и его внесение в лексикон волонтеров будет только
запутывать последних.
Можно
предложить в качестве «великой мечты» справедливость,
но она тоже требует конкретизации применительно к волонтерству.
Термин
хозяин тоже, по-моему, не самый
удачный применительно к добровольчеству, так как в нашем обществе он
ассоциируется с «хозяевами жизни» в малиновых пиджаках, пальцы веером. Мое
личное отношение к «хозяевам», кому интересно, можно найти в портале «Золотые
врата Урала», мой сайт «Уровень шума» www.zovu.ru/bur/04.htm,
в статье «Совершенно без всяких оснований», главка «Человек проходит, как
Хозяин». Двусмысленными терминами злоупотреблять не стоит. Из качеств,
приписываемых хозяину Е.Скворцовым, можно согласиться с ответственностью за все
вокруг и инициативой, как ценностями, нужными добровольцу. Что касается свободы,
то, мне кажется, ориентировать добровольцев следует не на свободу выбора и
свободу воли, а на внутреннюю свободу от
мнения любого окружения и любого лидера (фюрера) даже в условиях жесточайшей
внешней несвободы. Такое качество может быть развито через воспитание
нонконформизма.
Важной
ценностью для волонтера мне представляется бескорыстие.
Командная же работа – это не ценность, а методика добровольческой работы,
развивающая такие ценности, как
коллективизм, взаимопомощь.
Таким образом,
ценности, стремление к которым следует, по-моему, одобрять и воспитывать в
волонтерах, следующие:
Бескорыстие,
Справедливость,
или другая «великая мечта»,
Ответственность за все вокруг,
Инициатива,
Внутренняя свобода,
Коллективизм,
взаимопомощь.
Координационному
Совету пора начать думать, какими приемами воспитывать и укреплять эти
мотивации в сознании и деятельности добровольцев.
Второй
вопрос – в чем ценность добровольчества для общества? – стоит рассматривать
отдельно и не следует смешивать с ориентированием самих волонтеров на
внутренние ценности.
Понравился материал? Поделись ссылками в социальных сетях!!!